/files/01514/img/favicon-32x32.png

Почему ребенок произносит звуки неправильно

Почему ребенок произносит звуки неправильно?

 

        Некоторые родители не обращают на это внимания. Подумаешь! Нас никто не учил говорить и дети тоже сами научатся. Столько известных людей вошли в историю, несмотря на «фефект». Но никто не знает, чего им это стоило, сколько насмешек, неприятных минут им пришлось пережить.

        А если еще вдобавок ребенок застенчивый, несмелый – это вообще проблема вдвойне. Считается, что звукопроизношение должно быть исправлено к поступлению в школу. Если этого не сделать, то в школе могут возникнуть проблемы с написанием диктантов, чтением. И родители не будут понимать, почему ребенок приносит плохие оценки по чтению и письму. А просто потому, что не произносит и не слышит соответственно у себя правильно звуки. Такое нарушение чтения и письма называется дислексия и дисграфия. А для многих детей нарушение произношения может быть поводом боязни общения со сверстниками (тем более в новом коллективе), боязни вызова к доске и т.д. Бывали случаи возникновения в таких случаях запинок и заикания. Также нарушение произношения сужает рамки выбора профессии, исключая речевые (диктор, комментатор, педагог и т.п.).
      Каковы же причины нарушения произношения? Очень многие считают, что это передается по наследству. На самом деле это происходит очень редко. Чаще всего причиной являются анатомические дефекты органов артикуляции или их слабая развитость. Это неправильный прикус, отсутствие передних зубов, укороченная подъязычная связка, слишком массивный язык. Часто неправильное произношение обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата. У таких детей наблюдается слабость языка, губ, щек или, наоборот, излишнее напряжение.
    Иногда мы сталкиваемся с тем, что родители «сюсюкаются» с детьми, подражая неправильному произношению ребенка и не подозревая, что закрепляют в его речи неправильный образец.
Часто причинами нарушения произношения являются травмы и болезни мамочки во время беременности, родов и первых лет жизни малыша. Наиболее грубые дефекты могут возникать, если плод подвергался вредному воздействию в период от 4 недель до 4 месяцев беременности. Но чем больше вы общаетесь с ребенком, поете песенки, играете, сопровождаете свои действия речью, тем будет выше речевой уровень у вашего ребенка.
Из-за недостаточной сформированности артикуляционных движений, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются не четко, объем их ограничен, из-за чего искажается произносимый звук. Классический пример таких нарушений – картавость, – когда ребенок произносит вместо [Р] – [Г] не при помощи кончика языка, а вибрацией мягкого неба.
          Бывает так, что звук вообще не произносится, а просто отсутствует в речи.
Недостаточно развитый фонематический слух, тогда ребенок заменяет один звук на другой, вместо ШУБА говорит СУБА.
   Иногда у ребенка присутствует в речи одновременно и искаженное произношение, и замены звуков и их отсутствие. Это самые тяжелые нарушения, которые требуют длительной и кропотливой работы
     Из-за неправленого строения губ, если губы слишком толстые, если есть укорочение или западения губы, ограничение их подвижности или недостаточное смыкание тогда нарушаются звуки П, Б, В, Ф, М и их мягкие пары.
        Из-за дефекта строения челюсти – нарушения прикуса когда верхняя челюсть слишком выдается вперед или нижняя выступает впереди верхней или же между передними и боковыми зубами обоих рядов остаются промежутки. Тогда это часто приводит к нарушенному произношению звуков шипящего и свистящего ряда Р и Л. Помимо логопедической коррекции такие дети нуждаются в ортодонтическом лечении.
    Из-за укороченой уздечки языка. Это обычно приводит к ограничению подвижности языка, он плохо поднимается к небу. Нарушается произношение Ш, Ж, Р. В тяжелых случаях также Т, Д, С, З, Ц, Ч.
         Наличия аденоидов, полипов, нарушения строения носоглотки и других ЛОР заболеваний, которые вызывают затруднения носового дыхания.
Но если к 4-5 годам звуки не становятся «на место» или есть перестановки слогов в слове, или ребенок не может полностью проговорить сложные слова, например, велосипед – это повод для беспокойства и обращения к логопеду.