Рекомендации по планированию образовательного процесса
01.09.2022Новые требования, выдвигаемые обществом к повышению качества развития ребёнка в учреждениях дошкольного образования, изменения нормативного и учебно-методического обеспечения дошкольного образования Республики Беларусь обосновали потребность в поиске наиболее эффективных моделей планирования образовательного процесса.
Следует отметить, что существуют общепринятые формы планирования:
Календарное планирование – планирование специально организованного обучения, видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день недели;
Перспективное планирование – планирование на длительный период: год, полугодие, месяц;
Перспективно-календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.
При разработке планирования необходимо ориентироваться на следующие требования:
-
Краткость плана, его компактность, гибкость
-
Детализация плана в зависимости от образования, педагогического опыта и индивидуального стиля деятельности педагога
-
Целенаправленность и конкретность образовательных задач
-
Право выбора наиболее оптимальной и удобной формы плана – за педагогом
-
Согласованность плана с деятельностью учреждения
-
Сочетание перспективности и актуальности намеченных направлений работы
-
Преемственность, систематичность и последовательность
-
Оптимальное сочетание задач обучения и организации деятельности детей
-
Реальность выполнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовленности и условий
-
Единство целевой установки и условий реализации
-
Знание фактического уровня развития воспитанников по всем направлениям
В условиях реализации обновленного варианта учебной программы дошкольного образования в учреждении разработана модель перспективно-календарного планирования, которая условно разделена на два составляющих блока:
- специально организованная деятельность;
- нерегламентированная деятельности воспитанников.
При планировании специально организованной деятельности учитываются регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования занятия по образовательным областям:
- Физическая культура;
- Ребенок и общество;
- Элементарные математические представления;
- Ребенок и природа;
- Развитие речи;
- Обучение грамоте;
- Худжесвенная литература;
- Искусство.
Занятия планируются на каждый день недели по следующей схеме:
День недели, дата;
1. Образовательная область и вид занятия, например "Искусство" (рисование);
2. Тема занятия;
3. Программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
4. Источники планирования;
5. Методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному воспитаннику, например беседа, рассматривание картин, обследование, эксперимент, наблюдение, рассказ, показ способов действия, чтение литературы, дидактическая деятельность детей и т.д.).
В нерегламентированной деятельности планируются гибкие и интересные виды деятельности по направлениям: физическое развитие воспитанника, социально-нравственное и личностное развитие воспитанника, познавательное развитие воспитанника, речевое развитие воспитанника, эстетическое развитие воспитанника.Образовательные задачи распределены по основным видам деятельности: познавательная практическая, общение, игровая, художественная, трудовая, элементарная учебная. Практика показала, что все эти виды деятельности пересекаются друг с другом, интегрируя элементы одна другой, что позволяет жизнь детей сделать интересной, разнообразной, расширить интерес к изучаемому материалу, создать ситуацию успеха каждому ребенку, реализовать потенциал исследовательской деятельности детей, способности делать собственные открытия. Интеграция образовательного процесса обеспечивает в полной мере индивидуализацию и дифференциацию, стимулирует социальную активность детей.
Следует отметить, основной акцент делается на реализацию направлений средствами игровой деятельности.
При реализации направления физическое развитие воспитанников планируются игры побуждающие ребёнка к выполнению активных движений, способствующие развитию двигательных умений и навыков, физических качеств, формированию координации движений.
При реализации направления социально-нравственное и личностное развитие воспитанников планируются игры способствующие приобретению социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, игры на формирование представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам, продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности.
При реализации направления познавательное развитие воспитанников планируются игры на уточнение и закрепление представлений о труде взрослых, об окружающей действительности, способствующие формированию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость.
При реализации направления речевое развитие воспитанников планируются игры на формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, активизацию словаря, умения правильно выражать свои мысли.
При реализации направления эстетическое развитие воспитанников планируются игры на формирование и развитие художественных способностей, творчества.
Планирование образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:
Годовые задачи учреждения дошкольного образования.
Научно-методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных научнометодическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь).
Список детей по подгруппам (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут изменяться в течение года).
Циклограмма совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня (содержание деятельности с воспитанниками в первую и вторую половины дня).
Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психологопедагогическому образованию родителей и включению их в образовательный процесс).
Формы взаимодействия с семьей
|
Содержание |
Дата проведения |
Ответственный |
Коллективные |
|
|
|
Индивидуальные |
|
|
|
Наглядно-информационные |
|
|
|
Информационно-коммуникационные (сайт, электронная почта и т.д.) |
|
|
|